Знаток шахматных спектаклей

17.12.2023
Алексей Климашевский
Леонид Браиловский был разносторонней личностью
Леонид Браиловский был разносторонней личностью
14 декабря исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося ростовского театрального критика и шахматиста Леонида Григорьевича Браиловского (1918–1992).

После окончания школы Бра­иловский поступил в Ростовский государственный педагогический институт на исторический фа­культет. Параллельно занимался в театральной самодеятельности, играл даже крупные роли, напри­мер сэра Марло в «Ночи ошибок» Оливера Голдсмита.

Когда началась Великая Оте- чественная война, Леню, еще не окончившего институт, направи­ли в артиллерийское училище. Потом он оказался на фронте, где стал командиром огневого взво­да. Попал в плен, был приговорен к расстрелу, но, раненый, выбрал­ся из братской могилы.

И в дальнейшем в военное ли­холетье Браиловский еще не раз рисковал жизнью. Он снова уго­дил в плен и почти три года про­вел в концлагерях в Германии. Но судьба берегла его.

Освобожденный Красной ар­мией и демобилизовавшийся в звании лейтенанта запаса, он вновь вернулся на студенческую скамью. Окончив институт, ра­ботал преподавателем истории СССР.

В конце 40-х годов в стране началась борьба с космополитиз­мом и возник вопрос: «А может ли еврей обучать русской истории?» Браиловский был изгнан с работы без права преподавания этой дис­циплины. Перечеркнуто оказалось и то, что он фронтовик, знающий специалист.

У другого бы в сложившейся ситуации опустились руки. Но не у Леонида Григорьевича. Ведь те­перь он полностью смог посвятить себя двум своим давним увлече­ниям - шахматам и театру.

Какие качества нужны чело­веку, чтобы стать шахматистом? Острый ум, воля к победе, умение видеть ситуацию целиком и в пер­спективе, просчитывать варианты развития событий. У Браиловско­го все это было.

Он возглавил детскую шахмат­ную секцию при домоуправлении, работал тренером в шахматном клубе и в Донском отделении спортивного общества «Труд». Сам стал кандидатом в мастера спорта, судьей республиканской категории.

Постепенно шахматы стали со­седствовать с другим делом всей его жизни - театром. Леонид Гри­горьевич стал писать рецензии на спектакли театров Ростова-на-До­ну, Таганрога, Шахт, Новочеркас­ска. Преподавал историю театра, эстетику в Ростовском художе­ственном училище и Ростовском училище искусств. А в Ростовском государственном университете вел курс теории драмы. Сколько высококлассных специалистов воспитано Леонидом Григорье­вичем! С какой благодарностью вспоминают они его блистатель­ные лекции!

Его знали все, кто был ма­ло-мальски связан с театральной жизнью Дона - актеры, режиссе­ры, завсегдатаи спектаклей. В ка­ждом театре он был желанным гостем, любил посещать предпре­мьерные показы и потом с азар­том обсуждать их. Браиловский являлся автором множества ре­цензий, статей по теории и исто­рии театрального искусства.

В итоге театр в его деятель­ности стал постепенно вытеснять шахматы, но не полностью. Лео­нид Григорьевич никогда не упу­скал возможности сыграть партию с достойным партнером. И до по­следних своих дней сохранил яс­ность мысли и живость ума.

На фасаде дома в донской столице, где жил Браиловский (ул. Пушкинская, 141), есть посвя­щенная ему мемориальная доска.

Print Friendly, PDF, Email