11 февраля на Дону стартует 22-й традиционный зимний турнир среди любительских команд, посвященный памяти Виктора Гетманова. Это повод вспомнить замечательного футболиста ростовского СКА, достигшего в карьере больших высот, но при этом пережившего большую жизненную трагедию.
Он был заметной фигурой в отечественном футболе. Выходец из новочеркасской школы «Буревестник», Гетманов выступал на позиции защитника за сборную СССР и мощный по тем временам ростовский СКА, где стал настоящей легендой. В армейском клубе Виктор провел десять лет, «дослужился» до статуса капитана команды, вместе с партнерами взял «серебро» чемпионата страны в 1966 году и дважды (1965, 1966) был включен в список лучших 33-х игроков сезона.
Одноклубники ценили Гетманова за спортивную злость и неуступчивость, а тренер сборной Николай Морозов души не чаял в Викторе из-за его умений грамотно читать игру, подключаться к атакам и раздавать голевые передачи, в том числе супербомбардиру тех лет Олегу Копаеву. Именно при Морозове ростовский защитник дебютировал в сборной СССР и поехал на чемпионат мира- 1966, где национальная команда добилась высшего результата в истории, заняв четвертое место.
Карьера Гетманова выдалась славной, а вот судьба вне футбольного поля получилась трагической.
Как вспоминали партнеры по команде, Виктор был отличным парнем, однако во время застолий переставал себя контролировать.
Поначалу такая особенность ему не особенно мешала - из-за нее он лишь попадал в забавные ситуации.
Об одной из них рассказывал нападающий сборной СССР Виталий Хмельницкий: «Прилетели из Южной Америки в Амстердам, заночевали. Утром выезжать - нет Вити Гетманова, ростовского защитника по прозвищу Иисус, такой он был тихий и добрый. Вдруг резко тормозит такси - выскакивает Гетманов. И выясняется - отправился он накануне к дамам. Под утро закурил, и его счастье, что окурок упал барышне на живот. Она как заорет! Витя опомнился: надо мчаться в отель, опоздаю!»
Но однажды алкоголь довел Гетманова до ужасной трагедии.
Как-то Виктор выпивал в компании жены. Во время застолья поссорился с ней, накричал. В итоге спустя несколько минут обнаружил ее в туалете с веревкой вокруг шеи. Откачать женщину не удалось.
«Витька - нормальный парень, но как поддаст – неуправляемый снаряд. Мог на жену руку поднять.
В тот вечер они дома выпивали, поругались, она психанула и сунула голову в петлю», - вспоминал полузащитник СКА Юрий Шикунов.
Гибель жены причинила Гетманову не только ужасные душевные муки, но и грозила уголовной статьей «доведение до самоубийства». От расследования и тюрьмы партнера по команде спас легендарный Виктор Понедельник, который пользовался в Ростове огромным авторитетом и имел полезные связи, в том числе в силовых структурах.
«Знал я один номер телефона - по звонку решался любой вопрос. Только частить и наглеть не стоило. Был у нас Витя Гетманов, так у него жена повесилась. Пришлось вызволять тезку - могли на него списать», - рассказывал Понедельник.
Гетманов выступал за СКА до 1972 года, а затем стал играть за любительскую команду «Горгаз». После чего работал технологом в газовой отрасли.
Он нашел в себе силы жениться вновь. Вырастив дочь от первого брака Эллу, связал свою жизнь с Натальей, которая родила ему сына Павла.
К несчастью, вдоволь насладиться семенной жизнью у Гетманова не получилось. 23 апреля 1995-го знаменитого футболиста не стало. Ему было 54 года.
На Дону его имя не предано забвению. С 2002 года каждую зиму проходит турнир Кубок Гетманова, призеров которого традиционно награждают вторая жена Виктора Наталья, дети и внуки.
- Моя мама в 1963 году пришла на матч, в котором участвовал папа, а по ходу игры ее увезли в роддом, и родилась я. Во втором тайме по стадиону сообщили, что у Гетманова появилась на свет дочка, - повествует Элла Викторовна Гетманова.
- Как получилось, что ваш отец, родившийся в Абхазии, оказался на Дону?
- Его мама, моя бабушка, рассказывала, что после окончания школы он полез на чердак, взял чемодан и сказал: «Я поехал поступать в институт». Так папа оказался в Новочеркасске.
Там заметили его футбольные способности, пригласили сначала в «Торпедо» (Таганрог), а затем и в ростовский СКА. Помню, зарубежная пресса о папе писала, что у него был легкий бег и он принимал на поле нестандартные решения. По его словам, настоящим наставником для него стал тренировавший СКА Виктор Маслов, который ему говорил: «Витя, никуда не бегай, стой на бровке и никого не пускай!»
- Как прошли последние годы жизни вашего отца?
- Он отошел от футбола. Что меня удивляло, папа никогда не участвовал в ветеранских матчах, хотя его сильно об этом просили.
Объяснял это так: хочу остаться в памяти болельщиков таким, каким они видели меня, когда я играл на высоком уровне... Теперь я регулярно посещаю его могилу, приношу туда сигареты, он об этом просил… Дома храню много папиных фотографий, а также поздравительные телеграммы с завоеванием серебряных медалей чемпионата СССР в 1966 году.