Спортивный марафон сквозь годы

03.03.2021
Евгений Серов
Ас “железной игры” Василий Алексеев - гордость Дона
Ас “железной игры” Василий Алексеев - гордость Дона
Сама по себе Ростовская область относится к тем благодатным краям, про которые в народе принято говорить «Посадишь оглоблю - вырастет телега». Образно, конечно, но практически верно. То, разумеется, применимо и к донскому спорту, - какие бы ветры над нашими просторами ни дули, какие бы грозы ни проносились, все равно из сезона в сезон здесь растут чемпионы, да чаще всего не маломасштабные, а мирового класса.

О чем сегодня и пойдет речь.

РЕПРЕССИРОВАННЫЕ ДВА МЕТРА

Своими спортсменами Ростов славился еще до войны. На весь Союз - борцами-классиками с громкими именами чемпионов СССР Виктора Соколова, Константина Дерича, Александра Пустынникова, Григория Ткаченко. Союзное «золото» выигрывал бегун на средние дистанции Григорий Соколов.

И все-таки в ту пору наиболее загадочным, потрясающим и одновременно несчастливым можно считать достижение прыгуна в высоту Николая Ковтуна. Он преодолел планку с отметкой два метра два сантиметра, установив рекорд страны. Увы, Ковтуну, приехавшему на Дон с КВЖД, Китайско-Восточной железной дороги, суждено было стать «врагом народа», соответственно растворился в безвестности и рекорд. А какой он для тех лет фантастический, можно судить по такому факту - будто заколдованные, два метра советским прыгунам потом довелось покорить лишь восемнадцать лет спустя.

ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА

В грозовые годы донские спортсмены отважно сражались на всех фронтах - как в знаменитой тогда песне «на земле, в небесах и на море». Легкоатлет Василий Свирьков, военный связист, прошел с боями от Северного Кавказа, в том числе покидая в 42-м Ростов и потом освобождая его, до Германии, сражался и с японцами на Дальнем Востоке. Другой легкоатлет Алексей Ярошевич воевал в морской пехоте, бился за Севастополь. Моряк Гурген Шатворян, в будущем чемпион мира по борьбе, на Черном море командовал торпедным катером. Летчик Семен Гурвич, Герой Советского Союза, заслуженный тренер СССР по стрельбе, совершил на штурмовике десятки боевых вылетов. Артиллерист Георгий Хачикян, футболист, на фронте бил танки, в том числе грозные фашистские «тигры».

Таких примеров не счесть.

«ГВОЗДИ БЫ ДЕЛАТЬ ИЗ ЭТИХ ЛЮДЕЙ»

Пример хрестоматийный, тем не менее, как принято говорить, в строку - легендарную Первомайскую эстафету по главной магистрали Ростова не свернули ни в 42-м, ни в 43-м. Это, безусловно, подвиг, гражданское мужество.

Судите сами - в 42-м город недавно освободили после первой оккупации, еще только намечался Сталинград, в 43-м битва на Волге отгремела, но война вовсю бушевала, сам Ростов после второй оккупации лежал в руинах. Тем не менее традицию не нарушили, эстафетную палочку пронесли.

К сожалению, имена тех отважных организаторов не сохранились. Другой факт тоже потрясает.

В 44-м в Ростове открыли детско-юношескую школу № 1. В 44-м, когда бои гремели еще на советской территории, думали о молодежи, о его здоровье. Школе выделили место в центре, в более благополучные годы ее переместили, по сути загнали на окраину, отдав бывшие залы под торговые ряды. Просто кощунственное решение городских властей - но ведь оно было принято. Судя по всему, для производства тех самых в поэтическом символе «гвоздей» тогдашнее руководство не оказалось пригодным.

В отличие от фронтового поколения. И еще. Характерно, задолго до Дня Победы в Ростове и других городах области привели в порядок стадионы, к мирным дням они вовсю работали. Когда сегодня с болью смотришь на запущенные в том же Ростове спортивные арены, невольно думаешь о сдвиге по фазе в мышлении тех, кто подобное допускает.

КОГДА ЗАНАВЕС ПРИОТКРЫЛСЯ

Известно, при вожде народов Иосифе Сталине выехать за рубеж было практически невозможно. Потом пришло небольшое послабление. Прежде всего спортивное.

Одним из первых дончан побывал в Лондоне на чемпионате Европы по легкой атлетике прыгун тройным Валентин Дементьев, чье имя сейчас несправедливо забыто.

А ведь Дементьев, выпускник медицинского института, в ростовском СКА был врачом команды, то есть фактически первым на Дону спортивным медиком.

В начале 50-х гребцы не располагали многообразием судов, почти все вышли из так называемой народной гребли на шлюпках. Незадолго до Олимпиады-52 друзья из Чехословакии прислали сюда диковинное каноэ, чье появление на акватории Дона вызвало настоящий фурор. Его освоили Валентин Орищенко и Николай Перевозчиков и в Хельсинки чуть-чуть не дотянули до бронзовых медалей как раз из-за недостатка опыта.

РОСТОВСКИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ ДЕСАНТ

И после войны у нас загорались яркие звезды. Имена союзной известности - бегунья-спринтер Зоя Духович, прыгунья в высоту Лидия Чаурская, сельская велогонщица Нина Садовая.

Тем не менее истинным мерилом мастерства суперкласса стали Олимпийские игры в Хельсинки 1952 года, первые для советских спортсменов вообще. В столицу Финляндии Ростов отправил десант из шести олимпийцев - штангиста Ивана Удодова, легкоатлетов Флору и Михаила Казанцевых (бегунов-спринтеров), Николая Андрющенко (прыгуна в длину), упомянутых выше гребцов на каноэ Валентина Орищенко и Николая Перевозчикова. На всю шестерку пришлась одна медаль, правда, бесценно золотая Ивана Удодова. Но важно иное - ростовчане захватили олимпийский плацдарм, с которого и пошло последующее наступление на высоты Игр от Хельсинки до наших дней, обозначилась точка отсчета.

БАСКЕТБОЛЬНЫЙ БУМ

С конца сороковых и дальше все пятидесятые в Ростове и области царил баскетбольный бум, впрочем, равно волейбольный и футбольный.

Каждое общество имело клуб из восьми команд по возрастам, а обществ было больше десятка - «Спартак», «Буревестник», «Динамо», ОДО (армейское ведомство – Окружной Дом офицеров, предвестник СКА), «Локомотив», «Труд», «Трудовые резервы», безвестные ныне «Медик», «Искра», «Наука», «Водник», «Красное знамя». В орбиту игры попадали таким образом сотни горожан - от младшеклассников до взрослых людей.

Пустых площадок и залов практически не наблюдалось. И совсем не случайно женские команды «Искра» и «Медик», мужские ОДО и «Локомотив» побеждали в чемпионатах РСФСР, женская сборная трижды выигрывала Спартакиаду народов республики, Людмилу Попову первой из наших включали в сборную Советского Союза. А на Олимпиаде в Мельбурне серебряные медали в составе команды СССР завоевали ростовчане Михаил Семенов и Виктор Зубков, один родом со знаменитой Богатяновки, другой из Рабочего городка. Наглядный пример жизненности тогдашнего лозунга «От массовости к мастерству!» - Михаил воспитан в том самом многовозрастном клубе «Спартака», Виктор - «Буревестника», оба - приобщенные к спорту и воспитанные им поначалу так называемые трудные подростки.

ЧЕМПИОНЫ СОВЕТСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

Многовекторная система развития вида существовала и в волейболе, и она давала зримые плоды. Отсюда первый и единственный олимпийский чемпион Валерий Калачихин (Токио-64).

И все же высшим достижением следует считать триумф ростовского СКА в майках сборной Российской Федерации (ряды армейцев пополнил лишь иркутянин Михаил Россов) на Спартакиаде народов СССР-71 в Москве. То были истинные советские Олимпийские игры - за победу боролись кроме РСФСР Москва, Ленинград, Украина, Белоруссия, Казахстан, Латвия, Эстония, Азербайджан (называем самые приоритетные команды). В финале россияне-ростовчане взяли верх над москвичами. Костяк команды составляли Ефим Чулак. Владимир Кондра, Юрий Преподобный, Юрий Соколов, Олег Запорожец, Александр Махнанов, тренер - великий мэтр Виталий Зенович.

В тот год, кстати, установлен рекорд посещаемости отдельной встречи в ростовском Дворце спорта – 6200 зрителей (при официальной вместимости 2500). Тогда на матче СКА - «Калев» (Таллин) не имелось ни единой проталины не что в трибунных рядах, и в проходах, и неподалеку от самой площадки.

С ростовским волейболом связаны еще две заметные победы. Одна курьезная. Когда при опоздавшем вызове на турнир в Ригу собрались в одночасье, не успев получить командировочные, экипироваться, ехали поездом на верхних полках, питаясь всухомятку. По приезду, так уж получилось, едва ли не сразу вышли на матч против именитых хозяев, даже не успев подкупить обувь, зато победили, удостоившись в главной газете

Латвии статьи под едким для Риги заголовком «Как шесть босоногих перворазрядников обыграли двенадцать мастеров».

В другом случае на чемпионате Дружественных армий в Киеве ведомая Виталием Зеновичем советская сборная, составленная из игроков ростовского и киевского СКА, ЦСКА, противостояла по сути национальным ансамблям ГДР, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Польши - и не только взяла на турнире верх, проиграла лишь один сет болгарам, в остальном фиксировала счет 3:0. То был тренерский триумф Зеновича.

МИРОВОЙ РЕКОРД…В САМОЛЕТЕ

Сборная бегунов-средневиков СССР, за которую выступал ростовчанин Ремир Митрофанов, принимала участие в крупном международном турнире в Англии.

В эстафете 4х880 ярдов она яростно билась с хозяевами, уступив тем на самом финише, причем оба квартета побили мировой рекорд. Наутро в самолете по пути домой кто-то из ребят, знавший английский, развернул газету и… на весь салон оповестил: «Мы - рекордсмены!» Оказалось, судьи дисквалифицировали победителей, первенство вместе с рекордом зафиксировали за советской четверкой. Рекорд этот, между прочим, держался

очень долго, многие годы. Иного рода сенсацию преподнес ростовчанин Эдуард Переверзев на юниорском матче США - СССР, проходившем в Калифорнии. Бег на 110 метров с барьерами считался для американцев коронным, они ни во взрослом разряде, ни в молодежном никому никогда не проигрывали. И вдруг грянул гром - русский парень, то был Эдуард, оказался на финише самым быстрым. Приз же ему, как и другим лауреатам турнира, вручал Рональд Рейган, будущий президент США, а тогда губернатор штата.

КЛАСС ОДИН, ЧЕМПИОНОВ ДВА

В 82-м в Хельсинки произошло знаменательное событие - на проходившем в столице Суоми первом чемпионате мира по легкой атлетике разом победили двое из Ростова - прыгунья в высоту Тамара Быкова и метатель молота Сергей Литвинов.

Такое не удалось ни одному из городов, ни зарубежным, ни даже законодательнице спортивных мод Москве.

Между тем, прессу и соответственно общественность крайне удивил и другой факт - Тамара и Сергей не только тренировались рядом, еще и учились в одном классе ростовского спортинтерната.

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА

В 67-м широко распахнул двери ростовский Дворец спорта. Он быстро стал центром самых бурных событий, на его арене выступали кроме игровиков, в том числе хоккеистов, великие штангисты Василий Алексеев, Давид Ригерт, прославленные гимнастки Людмила Турищева, Ольга Корбут, Лариса Петрик, великая «художница» Ирина Дерюгина, лучшие борцы-классики Союза и Европы, легендарные фигуристы Людмила Пахомова и Александр Горшков, Ирина Роднина.

Таких Дворцов в Советском Союзе тогда построили семь. Ростов, как видим, не отстал. Относительно устарев, что понятно, все же сорок пять лет прошло, сейчас ждет себе смену. И никак не дождется – новый современный аналогичный объект собираются строить уже целых десять лет. «Расторопность» для Книги Гиннесса.

СЧАСТЛИВОЕ ПЛАВАНИЕ МАЛЫШЕЙ

По одной весьма любопытной позиции Ростовская область превосходила кого угодно в Союзе, если по-спортивному, в одну калитку – по мини бассейнам при детских садах. Такую практику ввел Волгодонск, причем купание в открытой воде и соответственно закаливание проходило круглый сезон. Инициативу подхватил Ростов, таких бассейнов для малышей было сооружено больше 160-ти. Понятно, вместе с налаженным плавательным всеобучем. У дончан перенимала опыт вся страна.

МОСКВА-80 - ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО

Пик спортивного могущества Дона пришелся на Олимпиаду-80 в Москве. Посланцы казачьего края блистали на конно-спортивной арене, велосипедной трассе, борцовском ковре, футбольном поле, бегунья Людмила Кондратьева триумфально пробежала стометровку, одну из самых престижных дистанций в легкой атлетике, Наталья Шапошникова стала королевой мировой гимнастики.

Грандиозный успех пришел не случайно. В Ростове и области строили много новых спортсооружений.

Так, именно в преддверии тех Игр заложили гребной канал, соорудили суперкласса комплекс для тяжелой атлетики, ростсельмашевский плавательный бассейн, залы для борьбы, гимнастики, велотрек и другие объекты. На весь Союз гремели имена ростовских тренеров. Спортивная слава, как видим, родилась не на пустом месте.

ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Вряд ли ошибемся, если сравним поступь спортивного Дона с воспетым в веках «вечным двигателем», который то ли существует, то ли невозможен.

На нашем примере он бесспорен - проходят Олимпиада за Олимпиадой, высшее мерило достижений в области спорта, и без участия ростовчан ни одни Игры не обходятся. И не простым участием, еще непременной борьбой за победу. Мы к тому привыкли, а ведь это счастливое и гордое постоянство - плод труда на ниве спорта во всех проявлениях, от школьных учителей до тренеров-мэтров, самих спортсменов, растущих на великих примерах из олимпийской истории.

Высокую марку Ростов и Дон сохраняли многие десятилетия. И, несомненно, будут продолжать самую славную из традиций.

Print Friendly, PDF, Email