Ростовский джаз

01.08.2019
Виктор Шпитальник
Поклонники «Ростова» сгорали от любопытства. Им не терпелось взглянуть на то, как команда, в межсезонье из основных футболистов потерявшая лишь Паршивлюка (завершивший карьеру Калачев провел в прошлом чемпионате всего 12 матчей и определяющей роли уже не играл) и пополнившая состав, за исключением экс-динамовца Козлова и вернувшегося из «Рубина» Байрамяна, сплошь российским молодняком, войдет в сезон. Оптимизма добавляло увиденное на недавнем австрийском турнире Кубок «Париматч Премьер», где «желто-синие» выглядели весьма озорно и привлекательно.

Это связывают в первую очередь со сменой схемы, чего от Валерия Карпина многие настоятельно требовали еще в минувшем году, но он твердо стоял на своем, а теперь решился, посчитав, что время для перемен настало. Конечно, еще рано делать выводы, но похоже, что новая игровая модель приживется. Во всяком случае уже сейчас, еще в не до конца отработанном виде, она выглядит значительно перспективнее прежней, делая футбол «Ростова» более зрелищным, разнообразным и, как заметил на пресс-конференции после матча с «Оренбургом» коллега, веселым.

А я бы сравнил это с исполнением джаза, в котором всегда есть место импровизации, позволяющей смело менять ритм и темп мелодии в любой подходящий момент. Главное — чувствовать этот момент, чтобы не переборщить и не испортить произведение неуместными аранжировками. Ну а к прежней схеме (назовем ее академической), больше заточенной на оборонительную тактику, всегда можно вернуться в случае необходимости, ведь есть соперники, с которыми состязаться в открытом футболе губительно, поэтому былой опыт время от времени окажется весьма кстати и окончательно забывать о нем не стоит.

Итак, донской клуб практически в прежнем составе, но с измененной расстановкой, в которой, как заметил Карпин, почти у каждого игрока теперь новые функции, вышел на стартовый поединок с «Оренбургом». С этим соперником в прошлом сезоне ростовчане не смогли совладать, уступив ему дома, а в гостях и вовсе потерпев единственное крупное поражение в том чемпионате. Правда, нынешний «Оренбург» отличается от себя самого даже весеннего образца. Прежде всего тем, что лишился ряда ведущих футболистов и замену им пока не нашел. А такие события вряд ли способны сделать команду сильнее. Что субботняя игра подтвердила. Как и то, что ростовский джаз в футбольной интерпретации зазвучал добротно.

* * *

По итогам сезона-2018/2019 «Ростов» занял второе место в премьер-лиге по посещаемости домашних матчей. Новый же чемпионат начался с того, что «желто-синие» установили антирекорд: матч ростовчан с оренбуржцами собрал наименьшую аудиторию из всех сыгранных в 1-м туре поединков. Более того, 14 с половиной тысяч зрителей — это минимум для «Ростов-Арены» с момента открытия стадиона, когда на поединке со «СКА Хабаровском» присутствовали 12 736 болельщиков, и то по причине того, что на той игре были открыты только нижние ярусы трибун. А в прошлом сезоне худший показатель был зафиксирован на матче «Ростов» — «Енисей» (21 850), и он, как видите, значительно превышает нынешнюю цифру.

Причина резкого падения болельщицкого внимания очевидна: время начала матча. Половина девятого вечера для многих — период подготовки ко сну, но никак не похода на футбол. А уж в двенадцатом часу, когда закончилась игра, значительная часть людей, прежде всего юного возраста, уже точно находилась во власти Морфея. Тем же, кто все-таки пошел на стадион, еще предстояло разъехаться по домам, и не всем это ночное путешествие доставило удовольствие.

«Ростов» сделал все возможное для того, чтобы поединок сдвинули на несколько часов раньше. Писали письма в РПЛ и болельщики, в том числе оренбургские, взывая лигу к благоразумию. Не помогло. В итоге донской клуб недосчитался значительной части зрителей (а соответственно, финансовой выручки от продажи билетов), а премьер-лига и основной телевещатель (они в этой истории кивают друг на друга) получили укор в виде полупустых трибун обычно полной «Ростов-Арены».

Валерий Карпин справедливо назвал случившееся преступлением против болельщиков, а между тем матч 2-го тура, в котором ростовчане 20 июля будут принимать «Спартак», также начнется в 21.30. Это уже какая-то ночная лига получается, а вовсе не премьер. Но, похоже, в самой РПЛ такая мелочь, как значительный недоход зрителей на стадион, никого не волнует. «В Ростове летом самые приемлемые условия для начала матчей в 21.30», — полагает исполнительный директор лиги Сергей Чебан и предлагает закрыть дискуссию. Как говорится, комментарии излишни…

* * *

Что касается игры, то она, несмотря на поздний час, совсем не усыпляла. Напротив, футбол был очень бодрым, и, прежде всего, со стороны «Ростова». Не обошлось, конечно, без погрешностей, но это в том числе издержки старта сезона и сборов, проведенных в спринтерском режиме. И победить «желто-синим» они не помешали.

Динамичный темп, предложенный ростовчанами, оренбуржцев явно смутил. Они не успевали за быстрыми перемещениями хозяев, давали им слишком много свободы, и это в конечном итоге привело к тому, что на перерыв подопечные Карпина ушли с преимуществом в два мяча.

Атака, приведшая к первому голу, получилась образцовой. Мяч через Попова и Еременко был доставлен на правый фланг Ионову, тот продвинулся вперед, оценил обстановку в штрафной и сделал подачу точно на голову Шомуродову, который не промахнулся. Примечательно, что ни один из участников голевой атаки не встретил ни малейшего сопротивления, а узбекский форвард, забивший первый мяч «Ростова» в новом сезоне, наносил удар из абсолютно свободной центральной зоны — ближайший у нему защитник находился на расстоянии трех-четырех метров, остальные — еще дальше. В общем, проморгал «Оренбург» эту комбинацию.

Ну а второй гол — плод мастерства Ионова. Подхватив мяч на правом углу штрафной, он парой финтов освободился от опеки двух защитников и, едва появилась возможность для удара, выстрелил с левой ноги в дальнюю «девятку». Красота — страшная сила!

Впрочем, изящество в действиях «Ростова» порой можно было заметить не только в тех случаях, когда он забивал голы. В очередной раз сплошным наслаждением стала игра Еременко. Продуктивно поработал Попов, выступавший на непривычной для него позиции — очень глубоко, почти на уровне «опорника», и перемещавшийся от штрафной до штрафной. Запомнился момент, когда Попов и Еременко на правом фланге затеяли нечто изумительное: болгарин эффектно убрал мяч под себя, а финн внешней стороной стопы сделал передачу вперед — и все это молниеносно, в касание! Ну прелесть же!

Старательно и с немалой пользой действовал Норманн, который, похоже, пока превосходит в конкуренции за место в составе Гацкана. Вынимал душу из соперников на левом фланге Байрамян. Ну и, конечно, Ионов с Шомуродовым, забившие по мячу, внесли огромный вклад в победу. Первый вообще провел, пожалуй, один из своих лучших матчей за все время выступлений в «Ростове», а второй в очередной раз продемонстрировал, что обладает прекрасным голевым чутьем и, если дальше так пойдет, вполне способен побороться за звание лучшего бомбардира чемпионата.

Только не стоит воспринимать комплементы в адрес донской команды как сплошь восторженную оценку ее игры. Повторюсь, в ней хватало недочетов, и в одном эпизоде это привело к голу Деспотовича, забившего в шомуродовском стиле, — ударом головой после флангового навеса. И сохранить победный счет оказалось для ростовчан не так-то просто. Особенно когда «Оренбург» «включил» высокий прессинг и частично перекрыл хозяевам вольницу. А в концовке все могло случиться. Скажем, у Кулишева был шанс поразить ворота своей бывшей команды, но игрока подвела техника. Впрочем, забей он, это стало бы для гостей подарком судьбы. Потому что «Ростов» заслужил победу, показав симпатичный футбол, забив два красивых мяча и порадовав официальной премьерой своей новой игровой схемы. Пусть этот джаз звучит и дальше!

Print Friendly, PDF, Email