Ростове помнят выдающегося теоретика шашек

31.01.2020
Ольга Титова, ведущий библиотекарь БИЦ им. М. Ломоносова
Участники турнира памяти Василия Сокова
Участники турнира памяти Василия Сокова
Продолжаются мероприятия в рамках проекта «Играем вместе», победителя конкурса президентских грантов, который реализует федерация шашек Ростова-на-Дону. В его рамках проходят мастер-классы, сеансы одновременной игры, разборы комбинаций, изучение теории и турниры.

Очередные соревнования, состоявшиеся в библиотечном информационном центре им. М. Ломоносова были посвящены памяти знаменитого отечественного шашиста Василия Сокова. Более 30-ти школьников, удачно прошедших отборочный этап, вели борьбу за награды.

- Основной упор в подготовке к этому турниру делался на оценку позиции и возможные ходы соперника. Мы обращали внимание наших подопечных на то, что важно придерживаться плана на игру и сражаться до конца, - отметила педагог Центра дополнительного образования детей Октябрьского района донской столицы Анна Потатуева.

- На этом турнире, предваряющем первенство области, игрокам важно было закрепить полученные знания, в том числе действия в стандартных позициях, - поведал педагог дополнительного образования Дома детского творчества Первомайского района Ростова-на-Дону Юрий Головков.

Многих юных шашистов на турнире поддерживали их родители. Анна Свиридова, мама участвовавшего в соревнованиях Саши Свиридова, рассказала:

- Сын занимается шашками шесть месяцев в лицее № 50 при ДГТУ. С того момента он стал более усидчив, вдумчив – как на соревнованиях, так и на уроках. Шашки развивают логическое мышление, позволяют сосредоточиться, не принимать поспешных решений, формируют боевой дух и лидерские качества. Думаю, если Саша и дальше будет развивать свое увлечение, это положительно отразится на его учебе. Он, несмотря на свой возраст, понимает, что у него должна быть цель не только в игре, но и в жизни.

Среди мальчиков победителем турнира стал Денис Хрустьев, вторым финишировал Абдин Алиев, замкнул тройку призеров Михаил Омельченко.

У девочек всю дистанцию без поражений прошла Диана Бондаренко и заняла первое место, «серебро» и «бронза» - у Маргариты Скляренко и Анны Падалко соответственно.

Примечательно, что оба победителя занимаются у тренера-педагога Юрия Головкова в Доме детского творчества Первомайского района Ростова-на-Дону (исполняющая обязанности директора – Елена Решетняк).

Федерация шашек благодарит заведующую библиотечным информационным центром им. М. Ломоносова Елену Эсаулову за помощь в подготовке и проведении турнира.

***

Василий Александрович Соков, памяти которого был посвящен турнир, являлся мастером спорта по русским шашкам, чемпионом СССР, выдающимся теоретиком, разработавшим несколько новых игровых дебютов.

Он родился 26 декабря 1912 года в деревне Сильницы Ярославской области. В школьные годы всерьез увлекся шашками, занимался в кружке под руководством Дмитрия Никанорова.

В 13-летнем возрасте Соков с семьей переехал в Ленинград и стал частым посетителем Таврического сада, где собирались шашисты. Здесь он играл очень много и делал успехи. Случалось, что ему предлагали провести сеанс одновременной игры.

В 1928 году в Северной столице был организован первый городской массовый турнир по шашкам среди школьников. Соков оказался намного сильнее своих соперников и стал победителем двух этапов соревнований, а затем не знал равных в финале.

Василий Александрович - мастер спорта по русским шашкам (1934), трехкратный чемпион СССР по русским шашкам (1937, 1938, 1941), чемпион Ленинграда (1932), победитель более 30-ти шашечных турниров, а также призер первенства Ленинграда по шахматам (1943).

Во время блокады Ленинграда служил рядовым в пожарной охране. В 1943 году участвовал в чемпионате города по шахматам и занял второе место.

Воинская часть, в которой служил Василий Соков, постепенно продвигалась с боями к Нарве. В начале 1944 года в районе деревни Путки шли кровопролитные сражения. В одной из атак 3 марта 1944 года красноармеец Соков был смертельно ранен.

Похоронен замечательный спортсмен и шашечный теоретик в Синимяэ, в нескольких километрах от курорта Нарва-Йыэсуу (Эстония).

Творческий вклад Василия Сокова в теорию шашечной игры огромен. Его памяти посвящали различные шахматно-шашечные соревнования. В 60-е годы в Эстонском международном молодежном центре «Ноорус» в Нарве-Йыэсуу проходили конференции и шахматные турниры в честь Василия Александровича.

В 1982 году на месте захоронения Василия Александровича на братском воинском кладбище был установлен памятник. В советское время каждый год там собирались участники Всесоюзного мемориала Сокова, чтобы почтить память одного из основоположников прогрессивной советской шашечной школы, чьи теоретические разработки сохранили практическую ценность и в наше время, являясь путеводными для всех почитателей этой древней игры.

***

Своим мнением о пользе занятий шашками и достоинствах этой игры поделилась заместитель директора по учебно-воспитательной работе ростовской школы № 97 Ольга Шаповалова:

- В настоящее время, когда весь мир вступил на новый этап развития науки и техники, культуры и экономики, передовых технологий и социальной сферы, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы.

Поняв актуальность продиктованной временем ситуации, в школе № 97, руководителем которой является Людмила Владимировна Беленко, было принято решение проводить обучение детей игре в шашки. Эта игра вносит большой вклад в формирование логического и системного мышления человека. Занятия шашками способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Шашки решают сразу несколько задач современного образования:

- познавательную: способствуют расширению кругозора, развитию внимания, логического мышления и памяти, умению сравнивать, обобщать, изобретать и предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для учащихся начальной школы);

- воспитательную: способствуют развитию целеустремленности, выдержки, собранности, усидчивости. Учащиеся в процессе обучения игре становятся самокритичнее, привыкают самостоятельно думать и принимать решения: бороться до конца или признать поражение; вырабатывают силу воли и умение не унывать при неудачах и поражениях;

- эстетическую: обогащают внутренний мир, развивают фантазию, учат видеть эстетическую красоту шашечных комбинаций, этюдов и задач;

- физическую: побуждают уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за доской;

- коррекционную: помогают гиперактивному ребенку стать спокойнее, уравновешеннее, учат непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Шашки - игра, побуждающая интерес к познаниям, прививающая умение проникнуть в сущность процесса разнообразия, активизирующая детское творчество, воспитывающая волевые черты характера. Учитывая это, шашки возможно использовать в игровой и учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Древняя игра как специфический вид человеческой деятельности получает все большее признание в России и во всем мире. Шашки сближают людей всех возрастов и профессий, являясь частью мирового культурного пространства и способом самовыражения творческой активности человека.

Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шашиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шашек. Педагог живет своим делом и приглашает своих учеников работать и думать наравне с ним. Чрезвычайно ценными являются интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность.

Учащиеся школы № 97 Денис Хрустьев и Диана Бондаренко являются участниками проекта «Играем вместе», они становились неоднократными победителями соревнований и турниров муниципального и регионального уровня по шашкам. Желаем им дальнейших успехов и побед в спортивных испытаниях!

Print Friendly, PDF, Email