Московское лето восьмидесятого

22.07.2020
Евгений Серов
Знаменитый олимпийский Мишка в «Лужниках»
Знаменитый олимпийский Мишка в «Лужниках»
СОРОК ЛЕТ НАЗАД В СТОЛИЦЕ СССР СТАРТОВАЛИ ХХII ЛЕТНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Время движется, будто опытный стайер, - размеренно, но в хорошем темпе, отмеряя дистанцию с рубежными вехами на пути, нередко весьма важными.

Как, скажем, Олимпийские игры 1980 года, на тот момент самое значительное событие для Советского Союза и в непосредственно спортивном плане, и в политическом, хотя считается, что спорт и политика абсолютно несовместимы. Это, впрочем, в теории, в реальности же картина совершенно иная, полная идеологических противоборств и жесткого соперничества. Чему Олимпиада-80 явилась наглядным примером.

Идея заполучить Олимпийские игры в СССР витала еще в 60-е годы, да все по разным причинам не складывалось. Такой шанс возник в канун Игр-72, но немецкий Мюнхен оказался расторопнее. Зато через цикл претендентской гонки все сошлось: при голосовании в Международном олимпийском комитете Москва набрала 39 голосов против 20 в пользу американского Лос-Анджелеса и получила право провести Олимпиаду-80.

Сложности возникли позже, когда подготовка была фактические завершена. Параллельно произошел ввод советских войск в Афганистан, и американцы бульдожьей хваткой вцепились именно в Олимпиаду, призвав объявить ей бойкот. «Моралисты» из США как-то подзабыли о свершенных ими атомных ударах по Японии, залитой кровью Корее, сожженном напалмом Вьетнаме, авантюре в Иране, зато об Афганистане завопили на весь мир. Секрет был прост - избирательная кампания президента США Джимми Картера шла тогда под откос и нуждалась хоть в каком-то идеологическом «допинге».

Бойкот поддержали 60 стран в противовес 80-ти, подтвердивших участие. Имелся, правда, нюанс - по существующим правилам в Москву могли приехать представители тех государств, что Игры игнорировали, и выступать под олимпийским флагом. На что пошли даже представители сателлитов США, скажем Англия, чьи лучшие в мире бегуны Стивен Оветт и Себастьян Коэ не побоялись вопреки всем запретам приехать в Советский Союз.

Определенный урон содержанию Игр бойкот, конечно, нанес, тем не менее не такой, как его инициаторы ожидали. Высокий соревновательный уровень помогли сохранить социалистические страны, все с высоким развитием спорта, особенно ГДР, входившая в данном смысле в мировую тройку лидеров наряду с СССР и США. Повышенный интерес вызывали выступления тех же упомянутых выше бегунов Великобритании, прыгуньи в высоту Сары Симеони из Италии, румынской гимнастки Нади Команечи, боксеров Кубы, гребцов и гимнасток Румынии, волейболистов и легкоатлетов Польши, ватерполистов Венгрии и многих других.

Разумеется, подобный тонус глобального порядка не сохранила в целом «королева спорта» легкая атлетика, где американцы испокон веков сильны и грозны, да и она в Москве не подкачала, переполненные трибуны за поединками на беговых дорожках и секторах следили затаив дыхание.

Сейчас до боли известные, а тогда фактические впервые опробованные американские санкции провалились, ожидаемого потрясения не принесли. Олимпиада сработала на полную мощь.

Особенно поразили мир церемонии открытия и закрытия этих великих состязаний, проведенные с тонким вкусом и одновременно феерическим размахом.

***

Мне лично посчастливилось пробыть на Играх в те летние дни от начала до конца. В редакции «Советского спорта», где тогда работал, удалось получить аккредитацию в статусе свободного репортера, и это позволило увидеть самое интересное. К примеру, полностью всю программу легкой атлетики, баскетбольные и волейбольные матчи, гандбольный женский финал СССР - ГДР, борьбу, даже экзотический женский хоккей на траве в исполнении команды Зимбабве.

Что поразило? Прежде всего чистота и спокойствие самой столицы, прихорошившейся, доброжелательной. Еще – организация движения к олимпийским объектам с потрясающей пунктуальностью. И сами объекты, вошедшие в строй перед Олимпиадой (они, кстати, служат людям по сей день).

Совершенно неожиданно я получил благодарность, можете представить, от самого ЦК партии. Произошло это так. Иные западные журналисты лезли из кожи вон, чтобы найти в Москве хоть какой-то негатив. И вот по случаю в одной из столичных точек общепита произошло какое-то отравление. По этому поводу за рубежом разразился информационный гром.

Между тем в редакцию независимо от этого события позвонили из Ростова с сообщением о толковой работе прикомандированной к Играм бригады кулинаров и официантов. Я нашел такое кафе с названием «Донская кухня», энергичный коллектив которого специализировался именно на блюдах Дона. Этих мастеров командировал в олимпийскую Москву ростовский ресторан «Южный». Посетители – сплошь иностранцы, оставившие в книге отзывов массу восторженных записей. Особенно много благодарностей оказалось от представителей ФРГ, той самой, что Игры бойкотировала. Мою заметку об этом поставили в номер, скоро последовал тот самый звонок со Старой площади с похвалой автору. Не скрою, оказалось крайне приятно быть отмеченным на самом верху, как говорится, попал в тему!

Из событий, вызвавших особую гордость, безусловно, стала победа на стометровке нашей ростовчанки Людмилы Кондратьевой. Под эскортом трех стремительных немок из ГДР она первой сорвала финишную ленточку. Триумф Люды заставил подняться и выразить восторг всей стотысячной аудитории «Лужников».

Бег на 100 метров считается одним из престижнейших дисциплин легкой атлетики. Назавтра пресс-центр заполнили журналисты, особенно западные. На ехидный вопрос чемпионке: «А если бы с вами соперничали американки?» - последовал спокойный ответ Кондратьевой: «Готова сразиться с ними в любом месте, в любое время и олимпийскую честь не уронить!»

В метании молота торжествовала советская школа - блистательные киевлянине Юрий Седых, Юрий Тамм и ростовчанин Сергей Литвинов.

Представители Дона, помимо Кондратьевой, собрали коллекцию еще из пяти золотых медалей - на гимнастическом помосте Наталья Шапошникова, в конных состязаниях Виктор Асмаев, Юрий Сальников, Николай Корольков, на велотрассе Юрий Каширин.

Из иных откровений Игр - фантастический прыжок в высоту немца Герда Вессига (2,36 метра), победный красавец-бег на дистанции 1500 метров англичанина Себастьяна Коэ.

В прыжках в высоту у женщин победила итальянка Сара Симеони. Я с трибуны наблюдал, как грустно следит за ее решающими попытками ранее выбывшая из борьбы за медали Тамара Быкова. Кто бы знал, что через пару лет на чемпионате мира в Хельсинки Тамара станет первой, как и Сергей Литвинов - одноклассники по спортинтернату в Ростове. Так получилось, Олимпиада в Москве стала для обоих трамплином к другому великому достижению. Еще один сигнал на взлет - «бронза» в весе до 62 килограммов борца Бориса Крамаренко, в недалеком будущем чемпиона мира.

***

Бойкот получился словно удар кулаком в пустоту. Игры в Москве оставили яркий незабываемый след в сердцах миллионов людей на всей планете.

За четырнадцать дней соревнований было установлено 36 мировых и 74 олимпийских рекорда. Для сравнения - в Монреале-76 - 35 и 70 соответственно. Советские спортсмены завоевали 80 золотых, 69 серебряных, 46 бронзовых медалей. Второй стала Германская Демократическая Республика - 47, 37, 42. Интересный анализ провело известное информагентство «Ассошиэйтед Пресс», по квалифицированному мнению которого, будь на Играх американцы, японцы, канадцы, представители ФРГ, по количеству наград СССР и ГДР все равно оказались бы впереди.

Еще оценка, неофициальная, зато от души: «То, что мы увидели в Москве во время открытия и закрытия Олимпийских игр, повторить, может быть, удастся, но превзойти - никогда!»

Print Friendly, PDF, Email