Михаил и его Ярославны

21.05.2020
Евгений Серов
Михаил Беляев
Михаил Беляев
БАСКЕТБОЛЬНАЯ СЕМЬЯ БЕЛЯЕВЫХ
Из спортивных семей Дона, которых у нас немало, самая баскетбольная, несомненно, - Беляевых. Ее глава Михаил был одним из лучших арбитров СССР и России, его жена Лидия и дочь Анна - видными игроками. Об этом блистательном фамильном триумвирате есть резон поведать, хотя и с долей грусти - сам Михаил Александрович рано ушел от нас, оставив о себе, прекрасном человеке, самую добрую память.

МИХАИЛ

Их свела вместе музыка, точнее, музыкальный спектакль «Белая акация», популярнейшая оперетта композитора Исаака Дунаевского. Произошло это в Свердловске на туре баскетбольных команд высшей лиги, когда в выходной день организаторы пригласили всех участниц вместе с судьями в театр. Там белокурая Лида из подмосковного «Спартака» ростовчанину и приглянулась.

Позже выяснилось, что она вообще-то волжанка из Ярославля, пробовавшая силы в знаменитом тогда «Спартаке». А кольцо замкнулось и превратилось в обручальное спустя время в Ростове, куда Лидия приехала выступать за тоже известный в стране «Буревестник». В принципе, «Белая акация» стала символом семьи Беляевых навсегда, вместе дончанин и его Ярославна прожили больше четырех десятков лет.

В баскетболе Михаил начинал в «Спартаке» у замечательного тренера Александра Яковлевича Филипповича, у кого ранее вырос Михаил Семенов, призер Олимпиады-56 в Мельбурне. Достичь таких высот ему, ясно, и не мечталось, но Александр Яковлевич углядел в парне какую-то искорку иного свойства, предложив ему серьезно заняться судейством, по сути, тоже определив своему подопечному большое будущее.

Ростовский рефери Михаил Беляев со временем входил в судейскую элиту десять лет, обслуживал матчи самого высшего ранга. В том числе, к примеру, встречу в Тбилиси, собравшую зрительскую аудиторию в десять тысяч, невиданную и сейчас.

Беляев, сам баскетболист, хорошо понимал игру, будучи арбитром, изучил все ее тонкости. Да ведь этого мало. Известно, сколько подспудного таит любой матч, тем более принципиальный, какое давление испытывают порой люди со свистком - и с разгоряченных трибун, и, увы, в кулуарах. Беляев славился своей принципиальностью и абсолютной неподкупностью.

«Чуть дрогнешь - прощай, репутация!» - говорил он. И выстаивал при любом давлении, в любых ситуациях. Так, в частности, и формировался его судейский класс.

Во внеспортивной жизни Михаил Беляев трудился на Ростовском вертолетном заводе, отдав этому известному производству более сорока лет. Ушел из жизни в 2010-м, едва перешагнув порог 70-летия.

ЛИДИЯ

Ее родной Ярославль не такой, как Ростов, баскетбольный по духу город, Лида тем не менее попала в волну данного вида, сильно выступившего на союзных молодежных соревнованиях. В частности, на юношеской Спартакиаде Союза Ярославль стал вторым вслед за сборной Латвии, уступив в решающем поединке латышкам всего два очка. На Лиду обратил внимание Давид Берлин, маститый тренер подмосковного «Спартака», некогда одного из самых сильных в стране, параллельно она приглянулась и ростовскому «Буревестнику».

На просмотре в «Спартаке» ей не понравилась атмосфера в команде, несколько надменные ведущие игроки. Зато в «Буревестнике» все вышло по-другому, пусть и здесь были мастера с именем, скажем, Людмила Попова, Татьяна Бабенко и другие. И тренеры к новичкам отнеслись внимательно.

В донской ансамбль Лидия вписалась с листа, в амплуа разыгрывающей резкая, быстрая, в решениях изобретательная, она скоро завоевала авторитет и популярность. За «Буревестник» провела тринадцать сезонов, за сменивший его «Красный Аксай» - два.

Из достижений стоит отметить «бронзу» Спартакиады народов РСФСР-1967 вслед за Свердловском и Новосибирском. А в сезонах, проведенных в чемпионатах Союза, - интересное соперничество с клубами Москвы, Ленинграда, Эстонии, Литвы, Грузии, Молдавии, Киргизии, Казахстана.

Впоследствии нашла себя на педагогическом поприще - несколько поколений студентов Ростовского пединститута играли под ее руководством на первенствах вузов, города, области и даже на Универсиаде.

АННА

Она выросла в атмосфере баскетбола, но, как ни удивительно, поначалу больше тянулась к художественной гимнастике, балету, попробовала себя в плавании, увлекалась музыкой и танцами. Тем не менее баскетбол не обошел ее стороной.

«Как я теперь понимаю, другого пути у меня не было, - рассказывала Анна. - Мама привела в баскетбольную секцию, когда мне было восемь лет, а до этого я у нее на работе возилась с мячом, ходила с ней на игры РГПИ. Папа брал с собой на матчи в Ростове, которые он судил или на которых был комиссаром, я сидела за судейским столиком. Меня с детства знали тренеры и игроки местных команд».

Она занималась у классного спортивного педагога Галины Шляховой, которая и порекомендовала способную ученицу тренерам команды «ТЭСМО-Дон».

Когда мы Аню впервые увидели на площадке, буквально вздрогнули - нам предстала вторая Ярославна, вторая Лида - то же амплуа, та же резкость, та же тонкость в организации комбинаций, меткость в бросках. До сих пор помнится, как в сложном матче, по сути «мяч в мяч», Аня в решающей фазе выдала три подряд трехочковых - это и характер, и мастерство.

Так уж вышло, она больше показалась в пятигорском «Машуке», когда ростовский женский баскетбол сдал былые позиции. Там пользовалась уважением, но потом, к сожалению, сам «Машук» тоже не выстоял, не поддержанный материально.

Ростовские болельщики еще успели полюбоваться игрой Анны в рядах «Ростов-Дона» в период его становления, где она была капитаном и одним из лидеров коллектива.

Три странички семейной летописи, каждая по-своему яркая, запоминающаяся. И характерная для ростовского баскетбола, вида с трудной судьбой, тем не менее оставившего в истории добрый след и знамя не опускающего в лице нынешнего «Ростов-Дона-ЮФУ», унаследовавшего опыт своих предшественниц, плеяды прекрасных игроков, среди которых Лидия с Анной. И хранящего память о лучшем арбитре Дона всех времен Михаиле Беляеве.

Анна Беляева
Print Friendly, PDF, Email