«Королева» в отцепленном вагоне

24.08.2017
Евгений Серов
В августе в центре всеобщего внимания был проходивший в Лондоне чемпионат мира по легкой атлетике. Состязание потрясающее, полное искрометной борьбы, с уникальными личностями во главе со спринтером века Усейном Болтом, истинный звездный бал в честь «королевы спорта».

Трибуны на чемпионате собирали по 60 тысяч зрителей, далеко не всякий футбольный матч может похвалиться подобной аудиторией. Лишний раз подтвержден факт высокого значения данного вида, олицетворяющего по своей динамике истинную культуру, аристократизм спорта, в стране ли, в отдельном регионе, в городе. А еще – красоту, ведь дивно неповторимы прыжки в высоту и с шестом, в длину и тройным, бег гладкий и с барьерами, эстафеты, да, собственно, перечисляйте всю программу, не ошибетесь ни разу.

В драматической обстановке выступали российские атлеты. Гремучая злоба вмешавшейся в спорт политики, мы помним, оставила их вне Олимпиады в Рио, теперь в Лондоне пришлось выступать не в полном составе и под нейтральным флагом. И наши девушки и парни не подвели, отстояли честь России, свидетельство чему одна золотая и пять серебряных медалей.

Примечательным вышел вот какой момент. Едва призеры женских прыжков в высоту сошли с пьедестала, где их награждали, чемпионка Мария Ласицкене по понятным причинам не могла явить миру свой родной российский стяг, и тогда занявшие второе и третье места украинка и полька соединили свои национальный флаги вокруг нее, явив всем единство этого замечательного трио победительниц. Жест тем более примечательный, что нет сейчас более яростных по русофобии стран, нежели Украина и Польша, с чем сами спортсмены не согласны.

И ведь прав был прозорливый «олимпийский дедушка» Пьер де Кубертен: «О, спорт, ты мир!»

* * *

На первом аналогичном чемпионате, проходившем в 1983 году в Хельсинки, золотые награды завоевали дончане прыгунья в высоту Тамара Быкова и метатель молота Сергей Литвинов, между прочим, одноклассники по ростовскому спортинтернату, теперь пышно именуемому областным училищем олимпийского резерва.

В 2017-м в Лондоне не зафиксировано ни одного представителя Дона. Понятно, на столь головокружительный уровень всегда стабильно не поднимешься, и все-таки обидно. Ведь начинала наша «легкая» с представительства на Олимпиаде в том же Хельсинки в 1952-м, имея в составе сборной СССР спринтеров Флору и Михаила Казанцевых, прыгуна в длину Николая Андрющенко. И тон тем самым задала навсегда.

Тем серьезнее должен стать спрос за нынешнее положение дел.

На недавнем чемпионате России от Ростовской области было десять участников и три медали – золотая в беге на 800 метров Константина Толоконникова, серебряная в метании молота Дениса Лукьянова, бронзовая в толкании ядра Константина Лядусова, все без путевок в Лондон. Но здесь хоть медали, а вот на российской спартакиаде школьников сборная региона заняла лишь 9-е место. И это на фоне бесконечной трескотни о безудержных успехах донского спорта.

Наблюдая за стартами в Лондоне, дивясь тем самым 60-ти тысячам болельщиков, я прикинул: а сколько зрителей мог бы собрать Ростов на легкоатлетическом форуме, ясно, не мирового масштаба, а, скажем, российского. Да пару сотен в самых смелых помыслах, ведь от легкой атлетики вживую мы давно отвыкли. Последний раз значительные старты, финал Спартакиады народов РСФСР, проходили у нас в 1971 году, сорок шесть лет назад. В этом плане удивительное негостеприимство столицы Дона – результат, скорее, бесхозяйственности, ну и отсутствия арены должного качества.

А, может, «королеву» у нас просто не любят и поэтому так случается?

* * *

В давно прошедшие пятидесятые годы прошлого века регулярно проводился легкоатлетический матч Киев – Ростов – Волгоград, иногда сюда добавлялся Тбилиси. Проходил он на стадионе «Динамо», западная трибуна которого забивалась публикой до отказа, у меня в личном архиве есть, скажем, сделанный со зрительских рядов снимок бега киевлянина Леонида Бартеньева, призера Олимпийских игр. Дончане в тех турнирах отнюдь не выглядели статистами.

Тогда, кроме прочего, регулярно проводились «дни эстафет», от классических 4х100 м до так называемой «шведки» 100-200-400-800. Бежали по полдня, столько команд собиралось.

Легкоатлетическими центрами Ростова были стадионы «Труд» и «Динамо», они в тренировочные часы – утром и особенно вечером – будто кипели, вид культивировали и на «Ростсельмаше», и на «Локомотиве», и на «Трудовых резервах».

Нынче по опустевшим просторам гуляет ветер.

Совсем недавно в честь Дня физкультурника чествовали ветерана тренерского цеха Игоря Борисовича Тимашкова, в прошлом наставника двукратного олимпийского чемпиона и чемпиона мира Сергея Литвинова.

Вручая мэтру памятную награду, солидный спортивный руководитель заметил, что легкоатлетический стадион «Труд» заработает уже через три месяца. Ранее о том же, правда, четыре года назад, публично поведал другой босс областного масштаба. Народ уже при таких безответственных обещаниях откровенно смеется.

Ладно, допустим, через эти самые три месяца специализированный объект вступит-таки в строй, в чем мы глубоко сомневаемся. И что ж, донская «легкая» сразу тряхнет мускулами, помчит к великим целям? Не станем тешить себя иллюзиями – «королевская» дисциплина в регионе глубоко запущена. Вот знают люди в лицо гандболисток, футболистов, борцов, баскетболисток, и даже, несмотря на южный край, хоккеистов, а легкоатлеты практически инкогнито, друг другу известны лишь в своем узком кругу.

Мне запомнилась реплика нашего великого бегуна Владимира Пономарева, когда он как-то вернулся с российского первенства в Чебоксарах и рассказывал о сооруженном там специализированном чудо-стадионе, заметив, что Ростов в подобном ключе «отстал навсегда». Реальность, увы, это подтверждает. А отбывшая из Батайска в подмосковный Жуковский в полном составе с тренером Николаем Белобородовым школа метания молота, а целая когорта классных мастеров, в том числе Юлия Гущина, Екатерина Галицкая, Ирина Тарасова, уехавшие в поисках лучших условий для занятий в Москву и Питер, – разве не факт? А гремевшие на весь Союз творческие школы барьерного бега, прыжков с шестом – где они? В пыльной летописи.

На все это хладнокровно смотрят специалисты, ответственные за легкую атлетику. Спроса с них никакого. Инициативы дефицит. Тренерский цех сдал. Но когда-то подобное кончится, ответ держать придется. Тем более уже не удается прикрыться звонкими именами «заочниц» Анны Чичеровой и Татьяны Лысенко, «параллельный дым» потихоньку уносится в небеса.

* * *

В принципе, у Ростовской области легкоатлетические гены сами по себе крепки. В Ростове выросли двукратный олимпийский чемпион Сергей Литвинов, первый олимпийский медалист прыгун тройным Виктор Кравченко, блистательная бегунья Светлана Гончаренко, в Азове – чемпионка мира высотница Тамара Быкова, в Шахтах – олимпийская чемпионка бегунья Людмила Кондратьева и другой олимпийский лауреат – высотник Андрей Сильнов, в Волгодонске – олимпийская чемпионка спринтер Юлия Гущина, в Песчанокопском районе – многократный чемпион СССР и олимпиец Монреаля средневик Владимир Пономарев. Пульс как-то бьется и сегодня. Именно «как-то». Зато царит кабинетная инерция по схеме «как оно идет, так и идет, авось вывезет».

«Вывезло», между прочим, кроме отсутствия представителей в Лондоне и скромного участия в чемпионате России, на совсем безрадостную стезю упомянутого выше девятого места спартакиады школьников. В былую пору ответственных за подобный результат безжалостно снимали с работы. Ведь, вполне вероятно, намечается «будущее без будущего».

«Легкая атлетика – наш опорный вид», – бодро сообщал каждый из четырехкратно сменявших друг друга в последние годы министров спорта.

Право, в отцепленном от действительности вагоне.

А как сделать, чтобы он сдвинулся с места и продолжил прежний славный путь? Ведь во всем мире, в чем выше можно было убедиться, легкая атлетика олицетворяет саму культуру спорта, и, коль мы отстали, надо, догоняя, спешить в спринтерском темпе.

Каким образом?

Нам это видится так:

– поставить вид под прямой ответственный контроль министра спорта Самвела Аракеляна, а может, не исключаем, и губернатора Дона;

– переформировать соответствующую федерацию в специального назначения клуб, подобно нашему гандбольному, функционирующему по европейским меркам, укрепив его современными менеджерами, организовать мощную пиар-службу, чтобы легкоатлетов знали в лицо, всенародно гордились их успехами;

– провести конкурсную аттестацию тренерского состава, в том числе в училище олимпийского резерва, да и самих чиновников;

– вернуть легкую атлетику в какой-то форме, кроме «Труда», на стадионы «Динамо», «Юность России», последний спасти от натиска коммерческих структур тоже под контролем лично министра;

– поставить высокие задачи федерациям Таганрога, Шахт, Азова, Волгодонска, других городов и районов;

– не стесняясь, укрепиться одаренными мастерами со стороны, непременно с тренерами, что, к примеру, сделала в свое время гимнастика, пригласившая из Грозного будущую приму Людмилу Турищеву и великого мэтра Владислава Растороцкого, создав им суперусловия, на что новоиспеченные дончане ответили грандиозным мировым и олимпийским триумфом;

– регулярно и гласно, с афишами, которых сроду не было, проводить соревнования, в том числе чемпионат области (тут пофантазируем – матчи городов Дона), подать заявку на организацию крупных турниров всероссийского уровня, о международном пока помолчим, разве что помечтаем.

Это наша точка зрения. Может, с позиции ведающих легкой атлетикой, наивная, да ведь в самом деле тревожно за донскую «королеву», отвыкшую от должного к ней внимания.

Вялые паруса пора поднять.

Print Friendly, PDF, Email