Футбольный энциклопедист

02.07.2021
Виктор Шпитальник
НЕ СТАЛО Нерсеса АКОПОВА

29 июня ушел из жизни Нерсес Иванович Акопов, непревзойденный историк и летописец донского футбола, истинный хранитель его традиций.

Он был удивительным человеком. Влюбившись в футбол в подростковом возрасте, пронес эту любовь через всю жизнь, превратив свое хобби в призвание.

По специальности Нерсес Иванович был инженером-строителем и более сорока лет отдал безупречной работе в этой сфере, возглавлял технический отдел одного из ростовских банков. Но как только заканчивалось служебное время, он всецело погружался в яркий мир футбола - цифр, фактов, событий, которые скрупулезно собирал и систематизировал.

В 70-х он познакомился с Игорем Кулжинским, в то время главным футбольным архивариусом Ростова, автором ставшего знаменитым на всю страну «Словаря любителя футбола», и тот, будучи уже немолодым человеком, увидел в Акопове своего преемника. И не ошибся в выборе.

После смерти Кулжинского именно Нерсесу Ивановичу предстояло взять на себя роль автора-составителя программок к матчам СКА и «Ростсельмаша», чем он увлеченно занимался на протяжении четверти века. Получалось это, надо сказать, блистательно, чему подтверждение - неоднократные победы подготовленных Акоповым изданий на смотрах-конкурсах, проводившихся Федерацией футбола СССР, а впоследствии РФС.

В какой-то момент, осознав, что объем информации, которой он располагает, выплескивается за пределы его уникального домашнего архива, Нерсес Иванович стал делиться им с поклонниками футбола с помощью многочисленных справочников, книг, брошюр, выходивших из-под его пера. Это настоящие футбольные энциклопедии, ценность которых с годами только возрастает.

Акопов не был профессиональным журналистом и никогда себя подобным образом не идентифицировал, да и весь футбольный мир не только Ростова, но и всего Советского Союза воспринимал то, чем он занимался, гораздо шире исключительно репортерской работы. И очень уважал.

Нерсес Иванович был почитаем футболистами, тренерами, судьями, да абсолютно всеми, кто имел отношение к футболу. Он гордился дружбой с Виктором Понедельником, Йожефом Бецей, который гулял на его свадьбе, многими другими знаменитостями, оставившими яркий след в ростовском футболе. Вместе с Сергеем Андреевым они восстановили хронологию всех голов легендарного бомбардира, в том числе забитых им в период выступлений в Швеции, откуда в ту пору поступала весьма скудная информация об успехах российского легионера, поэтому «подбить» всю статистику оказалось не так-то просто, но не для дотошного в хорошем смысле Акопова. Впоследствии это было опубликовано в книге о форварде.

Невероятно эрудированный, с потрясающим чувством юмора, Нерсес Иванович мгновенно становился своим в любой компании, и даже не знакомые с ним прежде люди (а среди них был народ разного калибра, даже космонавты) уже вскорости, затаив дыхание, слушали его увлекательные рассказы. О футболе и не только.

Два года назад он отмечал 75-летие. И как-то мимоходом вдруг сказал автору этих строк: «Как же быстро пролетела жизнь! Даже представить не мог себя в таком возрасте. А вот дожил». И грустно вздохнул. После чего вмиг преобразился и вновь стал тем энергичным бодряком, для которого, как казалось со стороны, груза оставленных за спиной лет просто не существует.

Он до последних дней хранил верность футболу и обожаемой им команде СКА. Ходил на все домашние матчи армейцев, страдал о тяжелой судьбе легендарного клуба, старался содействовать в подготовке исторических публикаций о нем.

В работе и в жизни его отличали предельная аккуратность, пунктуальность, ответственность. На него всегда можно было положиться, зная, что, если Акопов пообещал, это будет непременно сделано, чего бы это ему ни стоило. Он безотказно и по большей части бескорыстно помогал всем, кто обращался к нему с просьбами найти информацию о том или ином футбольном событии, в том числе давно минувших дней, или малоизвестные детали чьей-то биографии. И страшно переживал, если не находил в своем архиве каких-то нужных данных, тут же принимаясь за ликвидацию «белых пятен». Бегал по архивам библиотек, рылся в подшивках старых газет, опрашивал ветеранов. И был абсолютно счастлив от того, что занят этим.

Он вообще прожил счастливую жизнь, шел по ней завидным шагом неисправимого оптимиста. И вот, увы, дошел до финиша. Оставив о себе добрую память и множество печатных трудов о ростовском футболе, к счастью, изданных, а значит, обретших бессмертие.

Прощайте, Нерсес Иванович.

Теги: 
Print Friendly, PDF, Email