Достойный сын казачьего Дона

13.01.2023
Ольга Титова
Атаман Матвей Платов
Атаман Матвей Платов
2023 год в Ростовской области объявлен Годом атамана Платова. «Убеждён, что это будет важным шагом в сохранении богатого исторического наследия донского региона», - сказал губернатор Василий Голубев.

Казаки бывают разные: кубанские, запорожские, сибирские, забайкальские.

Но все-таки слуху привычнее - донские казаки.

Именно они под предводительством атамана Матвея Платова внесли перелом в Бородинскую битву. Наполеон в порыве откровения сказал графу Коленкуру: «Надо отдать должное казакам: именно им обязаны русские своими успехами в этой кампании. Это бесспорно лучшие легкие войска, какие только существуют».

Мало кто знает, но после сражения при Прейсиш-Эйлау 26-27 января 1807 года, когда Матвей Платов стал известен всей Европе, он отказался принимать французский орден Почетного легиона, сказав, что не служил Наполеону и не может ему служить.

Еще одним подтверждением популярности Платова является сказ Н. Лескова «Левша». Правда, атаман умер в 1818 году и не мог, согласно сюжету, являться к царю Николаю I, который вступил на престол лишь в конце 1825 года. Но народное сознание продлевает жизнь донского казака Платова, народного героя.

Физкультура и спорт не являлись для казаков показательными выступлениями. Это был образ жизни. С детства на коне, обязательное владение шашкой, умение преодолевать большие расстояния. Из современных видов спорта наиболее близко им было пятиборье. Но необходимость диктовала и другие навыки. Пластуны – это и разведчики, и следопыты, и стрелки.

Большое внимание уделяется спортивной подготовке казаков и сейчас. Фланкировка шашкой включена в программу Спартакиады Дона. Проводятся Всероссийская спартакиада допризывной казачьей молодежи и Всероссийская военно-спортивная игра «Казачий сполох».

БИЦ им. М.В. Ломоносова предлагает читателям ознакомиться с книгой М.П. Астапенко «История донского казачества с древнейших времен до 1920 года».

«Казачество - это поэзия русско-славянского мира. Да и где ей было развиться, как не там, куда каждый недовольный своим положением бежал пожить на просторе и где, не стесняемый ничем, он мог по-своему развивать и изведать все свои силы», - писал К.Д. Кавелин.

Таким эпиграфом начинается книга. Она выдержала несколько переизданий, дополнялась и перерабатывалась автором. Он призывает своих читателей: «Вспомянем же историю донскую, ее сынов достойных. Спокойно и беспристрастно постараемся заглянуть вглубь столетий, давно ушедших, и век за веком проследим многопластовую и многогранную историю донского казачества, чтобы увидеть, чем занимались казаки, как боролись с недругами Дона и России, какую культуру создали за века прошедшие. Вспомянем, ибо нет тяжелее преступления, чем забвение потомками предков своих, их веры культуры и жизни самой. Вспомянем, ибо ушедшего имя назвать - все равно, что вернуть его к жизни…»

Донской историк и писатель М.П. Астапенко в доступной форме знакомит читателей с драматической историей донского казачества и охватывает большой исторический период от возникновения донского казачества до 1920 года.

Print Friendly, PDF, Email