Бег под пулями

09.04.2021
Борис Валиев
Юрий Литуев
Юрий Литуев
На первой для советских спортсменов Олимпиаде - 1952 года в Хельсинки – чемпион СССР и второй призер чемпионата Европы 1950 года в беге на 400 м с барьерами Юрий Литуев удостоился серебряной медали. Она заняла достойное место рядом с его многочисленными боевыми наградами - в том числе, с орденом Красной Звезды, который 19-летний лейтенант Литуев получил за уничтоженный немецкий танк.

В том сражении противник неожиданно ввел в бой свежие резервы - несколько танков, рассчитывая на панику среди советских солдат. Одним из первых в ситуации сориентировался молодой командир артиллерийской батареи Литуев, который открыл огонь по бронированным машинам и метким попаданием поджог одну из них. Не подкачали и боевые товарищи, заставив немцев с потерями отступить.

Также на вторую ступеньку пьедестала почета в Хельсинки поднялись недавние фронтовики - стипль-чезист Владимир Казанцев и спринтер Владимир Сухарев, удостоенный награды в эстафетном беге 4х100 м (через четыре года в Мельбурне он повторил это достижение).

Основные вехи воинского пути рядового Казанцева. Июнь 1941-го, Куйбышев - отбор в органы госбезопасности. Тренировочный лагерь в Реутово. Штаб Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН). Патрулирование московских улиц. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. Калининский фронт, на котором враг максимально близко подошел к Москве. Первое наступление Советской Армии на немцев. Погнали врага до Калинина и дальше до села Селижарово, где фронт стабилизировался, а подразделение, в котором служил Казанцев, окопавшись, вело позиционные бои до июня 1942 года.

По собственному признанию Владимира Дмитриевича, он не считал, сколько вражеских солдат ему удалось подстрелить из своего карабина Симонова. Много раз стрелял, ловя в прицел фигурки в немецких шинелях. Много раз видел, как они падали, но как узнать, кто упал, сраженный точным выстрелом, а кто - спрятавшись от обстрела?

Дальше - снова Москва. Служба на территории Кремля - в том числе, охрана тела Ленина в Мавзолее. И, наконец, Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.

Фронтовая закалка помогла Казанцеву - к тому времени уже шестикратному чемпиону СССР на различных стайерских дистанциях - добежать до олимпийского пьедестала. Он уверенно лидировал в финале, но, неудачно приземлившись на одном из препятствий с водой, порвал связку голеностопного сустава. Тем не менее, несмотря на такую серьезнейшую травму, все равно добежал до финиша, хоть и упустил первенство.

Сухарев, ставший первым советским спринтером, пробившимся в финал Олимпийских игр в беге на 100 м, чемпион Европы, рекордсмен СССР

в беге на 100 и 200 м, тоже ушел на фронт в 18-летнем возрасте и дошел до Берлина.

***

Выступал в Хельсинки и удостоенный в годы войны нескольких боевых наград, в том числе ордена Красной Звезды, разносторонний атлет, многократный чемпион СССР в метании молота, толкании ядра, барьерном беге и десятиборье Александр Канаки. В конце 1942 года, находясь на одном из участков Донского фронта близ Сталинграда, старший лейтенант Канаки получил задание - переправиться с группой добровольцев через реку и неожиданно атаковать, создав впечатление у противника, что это начало решающего прорыва.

Задание было выполнено, но Канаки был ранен в грудь штыком, а разрывная пуля раздробила лучевую кость правой руки. Тогда даже врачи не верили, что он сумеет продолжить спортивные выступления, а Александр вернулся, сменив толкание ядра на метание молота - дисциплину, в которой основная нагрузка приходится на левую руку. Пусть не добрался на хельсинских Играх до пьедестала, но шесть всесоюзных рекордов в метании молота - это тоже подвиг!

***

Девятым финишировал на дистанции 10 000 м на Олимпийском стадионе в Хельсинки чемпион СССР 1947 года и танкист Иван Пожидаев, награжденный орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени.

Он сражался с фашистами в Белоруссии. В 1943 году в жестоком бою под Минском его взвод, идя в разведку, наскочил на замаскированную в лесу танковую засаду. Один из вражеских танков удалось подбить, но от немецкого снаряда загорелся и танк, в котором находился Пожидаев с товарищами. Живыми факелами покинули они машину, катаясь по влажной пашне, чтобы сбить огонь. Это удалось, но нестерпимая боль охватила все тело.

Как потом вспоминал сам Иван Семенович, кожа с его обожженных рук и спины осталась на бинтах после первой перевязки в госпитале. Дальше спасение зависело от врачей и стойкости организма. Борьба за жизнь продолжалась несколько месяцев. Пожидаев полгода пролежал под марлевым балдахином, стараясь не делать ни одного лишнего движения, потому что даже дуновение ветерка причиняло страдания. И он не просто выжил, а даже через девять лет, в 34 года стал участником Олимпийских игр. Кстати, в Хельсинки на дистанции 10 000 м, которую выиграл легендарный чехословацкий стайер Эмиль Затопек, бронзовую медаль завоевал наш Александр Ануфриев, который тренировался под опекой Пожидаева.

Увы, в 1966 году Ануфриев, которому тогда была всего 40 лет, погиб в ре-

зультате транспортного происшествия на реке Печора под Нарьян-Маром, а сам Иван Семенович Пожидаев скончался два года назад, в 2013-м, на 96-м году жизни.

***

Здравствующая по сей день первая наша олимпийская чемпионка в толкании ядра, серебряная медалистка Олимпиды-1956, бронзовая - Игр-1964, чемпионка Европы-1954, единственная в истории спортсменка, сумевшая завоевать на чемпионатах Европы награды в толкании ядра, метании диска и копья Галина Зыбина - блокадница. Провела все 872 дня в родном городе, взятом гитлеровцами в смертельное кольцо в сентябре 1941 года.

«У кого были силы, ездили работать в совхоз «Ланской», но с каждым днем тех, кто мог держать лопату или грабли, становилось все меньше, - вспоминает то страшное время Галина Ивановна. - Но я была сильная. В какой момент не смогла встать с постели мама, ослабли братья, переставшие выходить на улицу. Весь наш дом оказался на мне, 12-летней девчонке. Искала по городу дрова, ходила на Неву за водой. Помню, как-то в 40-градусный мороз двое суток стояла в очереди за хлебом. Отойти было нельзя, потому что обратно уже никто не пустит. Хлеб так и не привезли, вместо него дали немного муки. Пришла с ней домой, а на лестнице меня уже ждут братья: «Галя, скорее! Мама умирает!» Я быстро развела муку в воде и покормила маму. Она пришла в себя. И потихоньку как-то мы ее выходили… В моей жизни было много медалей и наград, в том числе и олимпийское «золото». Свою первую (если говорить о спорте) медаль я выиграла в 1949 году, а последнюю - 20 лет спустя. Но самой дорогой до сих пор остается та, которой меня наградили в декабре 1943 года - медаль «За оборону Ленинграда»!»

***

Для серебряной медалистки Игр-52 в беге на 80 м с барьерами Марии Голубничей первой наградой в жизни стала медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годах». Она получила ее в 1945 году вместе с теми, кто обеспечил, как сказано в описании медали, своим самоотверженным трудом победу Советского Союза над Германией.

Вместе с одноклассниками и просьбой отправить на фронт Мария пришла в Шпаковский районный военкомат, что в Ставропольском крае, 22 июня 1941 года, на следующий день после выпускного школьного вечера.

Но вместо фронта их отправили на сельскохозяйственные работы в колхоз - сушить овес. А когда на фронт ушли все школьные учителя физкуль-

туры, Мария, пройдя краткосрочные курсы преподавателей ОФП, в 17 лет стала учительницей, получив бесценный опыт, который ей потом очень пригодился в Московском институте физкультуры, откуда и начался ее путь на олимпийский пьедестал. Был у нее очень хороший шанс снова подняться на него и на второй для себя Олимпиаде в Мельбурне (куда она приехала в ранге действующей чемпионки Европы), но, к сожалению, помешала досадная трав ма, полученная за несколько дней до начала соревнований.

***

15-й год шел будущему герою Олимпиады-56 Владимиру Куцу, когда в октябре 1941 года в его родное село Алексино в Сумской области Украинской ССР вошли немцы. Началась жизнь, полная страха и страданий. Поэтому, когда в феврале 43-го передовые части Красной Армии дошли до тех мест и выбили фашистов из села, первое что сделал Володя – отправился в расположение советского батальона и целый день просил офицеров зачис-

лить его в личный состав. Считал, что у него имелось все, чтобы мстить врагам: отцовская гимнастерка, тщательно заштопанные солдатские штаны и самое главное - немецкий автомат, найденный в лесу. Автомат у него забрали, но в просьбе отказали – возраст не тот.

И все-таки Володя Куц добился своего. «Помог» мощный контрудар гитлеровцев, заставивший советские войска вновь покинуть Алексино. В суете отступления Владимир вместе с другими сельскими ребятами присоединился к батальону и ушел с ним. Потом попал в запасной полк, где прошел воинскую школу.

«Вечером, лежа на нарах, подолгу не могли заснуть: ломило руки и ноги, будто по ним с утра били палками, - вспоминал Куц. - Валенки, еще свои, домашние, у многих развалились и в оттепель были вечно мокрые - не высыхали за ночь. Днем во время занятий ноги начинали коченеть. Казармы отапливались плохо. Мы прижимались друг к другу, стараясь согреться, но все равно зуб на зуб не попадал. Однако никому в голову не приходило скулить. Все мы здесь были добровольцами…»

В ту суровую пору пополнение обучалось недолго, и вскоре боец Владимир Куц был уже на фронте, связным в штабе полка. Много раз приходилось ему под пулями ползком пробираться с донесениями, лежа в воронке, пережидать артобстрел. Бывал и в настоящих боях, ходил в атаку.

Летом 1943 года его, снабженного всеми необходимыми документами и продуктами, отправили на Урал, в артиллерийское училище. Но не доехал: в Курске, на железнодорожной станции попал под жестокую бомбежку, потеряв все документы. Пришлось вернуться домой, где его уже считали погибшим.

Вновь пошел в военкомат проситься на фронт, но там наотрез отказали: придет время - возьмем. Направили в колхоз, где работали в основном женщины и такие же, как он, подростки. Записался на курсы трактористов с тайной надеждой, что, когда «придет время», станет танкистом.

Всю зиму и лето 44-го Куц проработал трактористом, а в октябре его направили в снайперскую школу в Пирятине. Там он и встретил День Победы, а осенью 1945 года был направлен служить на Балтийский флот, где став вскоре командиром расчета 12-дюймового орудия, всерьез увлекся спортом.

Две феноменальные победы, достигнутые Владимиром Куцем в Мельбурне на дистанциях 10 000 и 5000 м, сделали те Игры «Олимпиадой Владимира Куца». И это не «изобретение» советской пропаганды, а факт, зафиксированный австралийской прессой.

«Бег легендарного русского стайера Владимира Куца сделал для сближения народов гораздо больше, чем корпус самых искусных дипломатов», - эта, растиражированная советскими средствами массовой информации цитата, взята не из газеты «Правда», а из одной из газет Австралии - страны, с которой у нас тогда не было дипломатических отношений.

Владимир Петрович Куц ушел из жизни в августе 1975 года. Похоронен в Москве, на Преображенском кладбище, недалеко от Вечного огня и военных захоронений 1942-1943 годов.

Галина Зыбина
Владимир Куц
Print Friendly, PDF, Email